Путевые заметки. Китайская водка

Почтовое отделение в Вужене. Этот город - центр китайского внутреннего туризма, полный декораций к фильму "Крадущийся тигр, затавшийся дракон", построенных на железобетонном каркасе поверх древних руин. Естественно, нет ни вывесок на английском, и мало кто его понимает.

Зашёл в магазин, хочу водички купить. Вижу пластиковую баклажку, два литра. С ручкой. Цена, на наши деньги, 200 рублей. Ну, думаю, городок туристический. Наживаются. Купил.

Продавщица на меня странно посмотрела, но китайцы вообще странно на иностранцев смотрят. Я не придал этому большого значения. Открыл бутылку, сделал глоток. Первая мысль мелькнула - уксус! Ну, или жидкость для разжигания костров. Выплюнул, конечно.

К счастью, я не отравился. Потом объяснили - это была дешманская китайская двадцатиградусная водка. На вкус ещё мерзее нашей.
"Будут с водкою дебаты, отвечай: Нет, ребята-демократы, только чай!"

Путевые заметки. Овербукинг. Как мне места на самолёте не хватило

Не знал, что такое овербукинг, пока под него не попал. Многие авиакомпании продают на рейс больше билетов, чем есть мест в самолёте. Может кто-то в последний момент сдаст билет, кто-то опоздает, не полетит и т.п. Но если ничего подобного не случается - происходит овербукинг. Кому-то не достаётся мест.

До этого случая я онлайн на рейсы не регистрировался (и зря). Летел из Барселоны в Москву Аэрофлотом. На регистрацию очередь была большая, но я подошёл к стойке за полтора часа до вылета, за 50 минут до конца регистрации. И тут - опа! Говорят, мол, проблемы возникли. Зайдите в офис Аэрофлота. Короче, мне не хватило места в самолёте.

Заграницей на регистрации и гейтах у Аэрофлота работают местные, но в офисе сидят русские люди. Конечно, никто никаких извинений не приносит. Общаются с тобой в приказном тоне. Сканируют паспорт. Нужно пойти подождать часок. Жду. Возвращаюсь к офису. Обещают отправить на следующий день с утра. Пишут на бумажке название отеля - возьмёте такси, за такси отель заплатит, а мы с отелем договорились. Там ужин, завтрак. С утра возвращайтесь в аэропорт. Если получится, посадим вас в бизнес-класс. Как зарегистрируетесь на рейс - подходите.

Отель нормальный, но на окраине. К тому же уже поздно, не погуляешь. Переночевал. Утром приехал в аэропорт заранее, чтобы встать в начало очереди. На регистрации эконом-класса меня долго не могли найти в системе. Нашли в списках бизнес-класса. Зарегистрировали, выдали посадочный.

Подхожу к офису Аэрофлота. Говорю, мол, всё нормально, спасибо, зарегистрировали. А они мне протягивают стопку анкет и форм толщиной с Войну и Мир. Заполните, мол, что отказываетесь от претензий к нам. Я говорю, ничего подписывать не буду. Сервисом вашей авиакомпании я, если мягко говоря, сильно недоволен. Почему я должен от этого отказываться?

Говорят - ну тогда мы вас в Москву отправить не можем. Тут меня оставите жить? - это я их спрашиваю. Ладно, говорят, так и быть, отправим вас на Родину, но бизнес-класс вам дали в компенсацию за неудобства (они так потерянный день называют). А если вы ничего не подписываете, то компенсации вам не положено. Идите, перерегистрируйтесь на эконом. А там очередь уже на весь аэропорт. Говорю - нет. Сейчас мне опять места не хватит. У меня есть посадочный, я иду на посадку.

Прошёл в предполётную зону, сижу на гейте. До начала посадки минут 15. Ко мне подходит сотрудница Аэрофлота, испанка. Видимо, узнала меня по скану паспорта. Говорит, мистер Зыков, дайте ваш билет. Я протягиваю ей билет бизнес-класса. Она его рвёт и даёт мне билет эконома на моё имя. Хороший у Аэрофлота сервис, даже очередь стоять не пришлось.

Долетел нормально. Грех жаловаться, спасибо что не в багажном отделении отправили. На мой взгляд, овербукинг - это мошенничество. Ладно, я всего день потерял, но если бы у меня была пересадка из Москвы куда-то дальше. Если бы у меня были срочные дела или заканчивалась виза - всё это не волнует авиакомпании (не только Аэрофлот грешит овербукингом). Всегда регистрируйтесь на рейс заранее, чтобы без места остался кто-то другой, а не вы.

Путевые заметки. Армия на улицах

Что сразу бросается в глаза на Западе - это милитаризация общества. (На Востоке, кстати, тоже. В Тайбэе мы попали на учения противовоздушной обороны - выли сирены, люди разбегались с улиц. Я такое только в кино видел.) В Евросоюзе же реально армия на улицах. Не офицер в офисной форме с папочкой едущий в метро, как в Москве, - а солдаты в камуфляже со штурмовыми винтовками, патрулирующие улицы. Как будто вчера в стране произошёл военный переворот.
Барселона февраля 2018 года, когда я там был, напоминала Москву мая 2012-го. Повсюду riot-полиция, броневики, загородки против толпы. Но в Москве, даже шесть лет назад, на пике протестов, на улицах не было солдат с боевым оружием, как в Барселоне сейчас.
Ладно, Каталония хочет отделиться, но Милан, например, зачем армия патрулирует? На солдатах форма в камуфляже, чтобы маскироваться на фоне Замка Сфорца или Собора Рождества Девы Марии. В руках заряженные штурмовые винтовки Beretta AR-70 (калибр 5,56х45 мм, 670 выстрелов в минуту, прицельная дальность 400 метров). Смешное предположение, конечно, но это они так русского десанта ждут?
Против "террористов" с ножами или на грузовиках более эффективны полицейские с пистолетами и пистолетами-пулемётами, и так в избытке находящиеся на улицах. Тогда как вооружённые солдаты в мирном городе, потенциально, создают больше угроз чем предотвращают. Но армия на улицах используется правящими режимами ЕС не для защиты, а для запугивания собственного населения. Для создания атмосферы страха, ощущения осаждённого лагеря. RAF поджигали универмаги, чтобы сказать обывателю "Вьетнам близко". "Сирия близко", "Донбасс близко", "Война близко" - вот что должны сказать европейцу военные на его улицах.

Путевые заметки. Китай

На закате Солнце в Гонконге превращается в тусклый красный шар. Оно садится на Западе в дым и пыль, поднимающиеся от индустриальных зон Китая. От Мировой Фабрики. Одна страна - две системы, и, хотя Гонконг уже двадцать лет часть КНР, здесь своя валюта, а на границе паспортный контроль и таможенный досмотр. Ты едешь на гонконгском метро до конечной, выходишь, проходишь КПП и заходишь в конечную станцию метро китайского Шэньчжэня.

Чем дальше от моря, тем больше Первый мир переходит в Третий. Сверкающие небоскрёбы и вылизанные улицы сменяются на пыльные дороги и бетонные заборы гигантских промзон. Люди в шлёпках крутят педали грузовых велосипедов или сидят в постапокалиптического вида грузовичках.

Завод весь в зелени. На первый взгляд, всё прилично. Люди в спецовках, чисто, свежо. Вентиляция. Взрослые работают, дети играют на площадке у общежития. На балконах сушится бельё. Невероятные масштабы фабрики-города: в столовой одновременно едят две тысячи рабочих, за сутки на линии собирают 10 000 материнских плат.

Нам говорят, что на производстве 10-часовой рабочий день, 6-дневная рабочая неделя. Офисные работники трудятся 5 дней в неделю, но тоже по 10 часов. Сколько получают не сказали. Ни в среднем, никак - коммерческая тайна. В Шанхае, разговорился с таксистом (да, это стереотип, вы уж простите.) Говорю, рассказывают, у вас тут по 10 часов работают. Он мне - на всех новых фабриках уже не по 10, а по 12 часов рабочий день. 

Если в Гонконге довольно много европейцев на улицах, а с местными можно объясняться на специфическом китайском английском, то в континентальном Китае большинство не знает ни одного слова на каком-либо иностранном языке. Даже на ресепшене в отеле с тобой могут общаться через приложение-переводчик на смартфоне.

Но белого человека и китайца разделяет не только языковой барьер. Мы находимся и в разных цифровых реальностях. Теперь "Великий китайский файрволл" не распространяется на варваров, посещающих Поднебесную. Если у тебя иностранная симка или подключение к вай-фаю в отеле, то ты имеешь, пусть и медленный, но доступ ко всем ресурсам. Китаец же, который идёт с тобой рядом по улице с таким же смартфоном, не может воспользоваться почти ничем из того, что мы привыкли называть Интернетом - ни Фейсбуком, ни ЮТубом, ни Гуглом. Хотя гражданину КНР эти ресурсы, скорее всего, и не нужны. В китайском интернете свой ютуб, свои соцсети и мессенжеры с сотнями миллионов пользователей. Такой вот киберапартеид.

Тот самый таксист в Шанхае (снова простите), спросил откуда я. Говорю,-из России, но прилетел сюда из Италии. Он спрашивает, а Италия - это где? Рядом с Россией? Я говорю, да. Рядом. До Милана из Шереметьево три часа, до Шанхая - девять. В Италии, Испании, Германии, там где я был, всё выглядит более-менее привычно, по крайней мере, для москвича. Заходишь в супермаркет и сразу подсознательно прикидываешь, что для дома нужно купить. А потом понимаешь - я же далеко от дома.

Китайские же магазины ты с европейскими не спутаешь. К примеру, здесь стоят не холодильники, а печки для воды. Там лежит вода в пластиковых бутылочках при +90 градусах. Ну и запах в продуктовых такой... Необычный - это если мягко говорить. Китай - это как будто всё привычное вывернуто наизнанку. В стране, в которой сделали ваш смартфон и ваш ноутбук, ощущаешь себя как на Марсе.

Путевые заметки. Электрички Италии

Станция Виллапизоне на окраине Милана. Электрички в Италии - особенная штука. Они не ходят по расписанию. Если поезд пришёл вовремя, значит, скорее всего, это предыдущий, и надо смотреть, куда он едет, чтобы не оказаться в Усово-тупике, каком-нибудь. На большинстве станций нет касс с людьми-кассирами, а только билетопечатающие автоматы. Вообще никого нет - ни охраны, ни кассиров. Автоматы очень редко принимают карты и не выдают сдачу с больших купюр. Ну и не спросишь у них ничего, конечно. Интерфейс у этих автоматов... Ух, какой же приятный и юзер-френдли интерфейс у РЖДшных терминалов! В Италии, когда покупаешь билет, ощущение, что ты разгадываешь головоломку. Зато как приятно, как начинаешь гордиться собой, когда находишь ответ, и начинается штампе билето!

Так вот, как-то на Виллапизоне подходит ко мне тётенька. Обычная такая. Спрашивает, вы, мол, по английски говорите. Естественно, по-английски спрашивает. Я говорю, да, чем вам помочь? Она говорит, мне нужно до Площади Республики. Помогите купить билет. Разговариваем на английском. Я говорю, вам нужно купить уно билето урбано. По городу. Вам же в Центр. Нам с коллегой в Область, мы сейчас купим билеты и вам поможем.


Подходит наша очередь к автомату (в Италии везде и ко всему очереди), и мы погружаемся в увлекательную головоломку "Купи билет до нужной станции". Доступный в автомате инглиш интерфейс мало помогает. В процессе общаемся с коллегой, естественно, на русском матерном. По-другому в такой ситуации нельзя, вы попробуете - поймёте. Тётя стоит за нами, слушает, а потом говорит "Пиздец!" На русском. Наша, выходит. Помучившись купили себе билеты, помогли и соотечественнице купить. Русских людей везде полно.

Ночной Тайбей

Последние месяцы прошли безумно. Я до прошлого года заграницей не бывал, а тут - Тайвань, Гонконг, Барселона, Шанхай, Милан. И уголовное дело на Родине. Всё как у взрослого

Дело закрыто!

Сегодня Одинцовский городской суд закрыл уголовное дело в отношении меня по истечению сроков давности. Дело было возбуждено по лживому доносу моих бывших боссов господ Шкуренко в качестве мести за текст "Как я работал на телевидении Власихи" https://dmitryhorse.livejournal.com/374678.html Вину я не признавал, от дачи показаний отказывался.

Огромное спасибо всем, кто поддерживал и помогал мне в этом деле! Для меня эта история - интересный и бесценный опыт. Переболеть, так сказать, в лёгкой форме. Получил незабываемые впечатления. Ну и понимание того факта, что в нашей стране любой буржуй, даже самый мелкий, может наказать уголовкой "неправильного" работника просто на пустом месте ☭

Символика Дня Победы

Плакат времён СССР. Это к бессмысленному спору, с какими ленточками отмечать 9 мая. Да хоть с радужными - символика не так важна. Главное - ощущать себя наследниками правильной стороны, победившей в самой большой войне в истории Человечества

Мистеры твистеры

"Нет худа без добра", - вещает закадровый голос Владимира Познера, - "Из-за того, что в Венеции нет работы и дорогое жильё, здесь нет мигрантов." Фильмы с путевыми заметками Познера и Урганта на "Первом канале" - это лютый правый пиздец. "Еврейское счастье" - ода режиму апартеида в Израиле. В "Их Италии" интервью с князьями, маркизами, буржуями и самым настоящим итальянским фашистом. Мистеры твистеры путешествуют по Миру и ищут уголки без негров, малайцев и прочего сброда. Дети советской интеллигенции не любят цветного народа

Рефлексия у ОВД

Стояли сегодня у ОВД, ждали когда отпустят задержанных товарищей. (Не отпустили.) Зарефлексировалось вдруг. Десять лет назад мы так же стояли. У этого самого ОВД или у другого, сейчас не вспомнишь. После 7 ноября или "марша несогласных". Была милиция, стала полиция. Были мобильники, стали смартфоны. Мы повзрослели, но ищем ответы на те же вечные вопросы. Три часа уже прошли? Что шьют - 20.2, 19.3 или без протокола отпустят? Еду воду принимают? И мы знаем, что это многого стоит - знать, что у ОВД тебя кто-то ждёт. Мне интересно, будем ли мы ещё через десять лет так же стоять у ОВД и ждать, когда отпустят задержанных или сами будем кого-то задерживать и оформлять?